В последние годы создается впечатление, что самый благодарный и понимающий читатель у Виктора Ерофеева – за рубежом. Так, “Энциклопедия русской души” в России прошла почти незамеченной, а в Польше вызвала бурю восторгов. Роман “Хороший Сталин” печатался главами в солидной “Франкфуртер Альгемайне”, и сначала вышел на немецком языке в Берлине, а уж потом – в Москве на русском. Западные читатели любят выискивать в книжках русских писателей откровения о загадочной славянской душе. Ерофеев же – трудолюбивейший пропагандист всевозможных русских феноменов на Западе: русская душа, русское либидо, русское безумие уже запечатлены Ерофеевым и экспортированы в Европу в изящной литературной упаковке. Теперь Виктор Владимирович создал роман о русской семье и русской власти.
Отец антисоветчика Виктора Владимировича Ерофеева был убежденным коммунистом. Не видимая сыну власть пронизывала быт и бытие ерофеевской семьи. В 1940–50-е годы советский дипломат Владимир Ерофеев работал в аппарате Молотова и чуть ли не ежедневно общался с первыми лицами страны.
Семейная жизнь в романе “Хороший Сталин” описана языком большой политики: Ерофеев-отец был для сына тем же, чем Сталин для всего советского народа. Причем именно “хороший Сталин” – улыбчивый, заботливый (хотя и строгий) отец нации, в противовес “плохому Сталину” диссидентов и либеральных публицистов. Одним словом, семейная идиллия на фоне монументальной, магнетической фигуры генералиссимуса.
Семейные предания, рассказы отца, собственные воспоминания, фантазии и сентенции, фрагменты частных писем и газетных статей – вот материал, из которого построен этот любопытный текст. Это “книга обо всём”: о политике, литературе, дипломатии, эротике, гастрономии, метафизике... С афоризмами и философствованиями на вечную тему “отцы и дети”, с забавными вымышленными диалогами известных исторических личностей. И еще это, конечно, книга о том, как Виктор Ерофеев стал писателем. Автор пишет: “Закончив свой первый роман «Русская красавица», «я проснулся другим человеком»”.
По материалам: Книжное обозрение (А. Мирошкин).