Этот способ, по словам специалистов, может помочь разрешить любые проблемы: воспитательные, любовные, дружеские, проблемы самоидентификации. Основан он на внушении в виде сказки. Какой взрослый человек поведется на выдумки – хоть наше бессознательное “я” и падко до них? Корреспондента “Газеты …” проверил это на себе. После сеанса его самооценка улучшилась как минимум на часок.
На языке психологов сказка называется “метафорой”. Она – не просто выдумка, а реальная ситуация, описанная иносказательно. Только грустный исход нужно заменить на тот, который хотелось бы. Настоящие имена в сказку лучше не пускать - человек, заслышав свое имя, станет циклиться на проблеме и совсем не запомнит “правильного” внушения.
На практике метод выглядел так. Среди слушателей мастер-класса выбрали тех, кому нужно помогать, и тех, кто это будет делать. Я попала в число “несчастных”. Ой, этих беспокойств… Останавливаюсь на первом, что приходит в голову:
- Когда мне было всего пять, а сестре два, нас одних отправили на прогулку во двор. Сестра поломала руку, повиснув на ограде. С меня за это содрали три шкуры. В другой раз мы закружились, и она врезалась в старую железную кровать лбом. От расправы родителей меня спасла бабушка. На крики из детской комнаты родители всегда реагировали без разбирательств: “А ну-ка, Наташа, в угол”. Почему одного ребенка считают несмышленышем, а от второго – такого же малыша - требуют сообразительности взрослого лишь по той причине, что он старший?
“Несчастных” отправляют за дверь, пока составляется сказка.
- Проблема ясна, - слышу голос психолога Натальи Лобовой, подглядывая в щелочку. - Девушке привили программу “виновата без вины”. Ей надо внушить…
Для чистоты эксперимента честно отхожу подальше от двери. По возвращении меня усаживают на стул. Просят закрыть глаза. К слову, сюжет сказки должен развиваться в том же темпе, что и “жалоба”. То есть, если она слишком эмоциональна, сказка должна быть динамичной, и наоборот. Рассказчик должен следить за дыханием “несчастного” и проговаривать слоги и фразы сказки в такт его вдохов-выдохов. И еще интонация. Она прямо зависит от активности дыхания. Скажем, если слушатель дышит коротко и быстро, рассказывать нужно громко. Если в следующее же мгновение он замедляет дыхание, рассказчик должен тут же перейти на шепот. Такая полная подстройка к состоянию слушателя многократно увеличивает запоминание позитивной программы.
- Жила-была девочка Наташа, - начинают мои рассказчики (по правилам, говорить может несколько человек по очереди). От моего собственного имени меня в начале действительно коробит. – Она была самая маленькая в семье (а вот это не правда, - Авт.). Но все взрослые всегда прислушивались к ее мнению (а вот это не плохо, - Авт.). И однажды наступил Новый год. Когда стали наряжать елку, оказалось, что такие взрослые люди и вдруг неуклюже роняли на пол игрушки. Но они не разбивались - Наташа вовремя их подхватывала, и снова надевала на ветки. Взрослые поняли, что без Наташи действительно ничего не может получиться, и доверили донарядить елку ей одной. А еще поняли, что Наташа и словом не упрекнула их в нерадивости. И стали прислушиваться к мнению Наташи пуще прежнего. Наташа тоже поняла, что на самом деле она девочка очень сильная, потому что умеет прощать, и сильная, потому что умеет делать поступки. И однажды из этой девочки вырос большой человек.
Глаза обновленный “несчастный” должен открывать не сразу. Еще какое-то время для закрепления эффекта он может посидеть, прокручивая в голове радостную концовку. Словосочетания “большой человек” и “прислушивались к ее мнению” звучали во мне, как реальность. Правда, эффект продержался недолго. Что, впрочем, тоже нормально. Подобные внушения нужно проводить не раз - пока человек не станет действительно мыслить и жить по этой установке.
Сможет ли после, например, муж после измены наладить с женой прежний контакт именно таким способом? Или жена - “уговорить” мужа воспринимать ее расточительность как легкость в обращении с преходящими благами? Попробовать можно…
А вот в воспитательных вопросах этот метод действительно “самое то”. Ведь сказку с поучительной начинкой можно рассказать малышу на ночь, в качестве очередной ежевечерней выдумки. Он даже не заметит подвоха с нравоучениями, но мораль извлечет. Особенно эффективно, когда сказка рассказывается “по горячим следам”. Скажем, пока один ребенок по вашей просьбе ходил за хлебом и стоял в очереди в сберкассе, чтобы оплатить коммунальные услуги, второй праздно шатался по квартире. Героями “сказки по случаю” могут стать две карусельки: большая и маленькая. Мол, на большой было удобно, и она так шумно и весело всех катала, что на нее всегда спешило много народу. А на маленькую - нет. И большая ей завидовала: “Вот если бы мне так ничего не делать”. И однажды так и случилось. Но тогда большая каруселька поняла, какую важную роль выполняла: радовала детишек. Тут она загрустила и всех позвала обратно. Ребенок все поймет.
Источник www.pk.kiev.ua .