Тунис: коралловые рифы, красочные оазисы и лазурные берега

Античная цивилизация Карфагена

17 липня 2007, 14:09
Она звалась Элисса и была не более и не менее как финикийской царицей. В 814 году до нашей эры эта решительная женщина приплыла к берегам Африки вместе со своей многочисленной свитой. Исконные обитатели тех мест – берберы, уже наученные горьким опытом общения с “приезжими” – не очень-то обрадовались, увидев причаливающие корабли, а уж когда поняли, что те решили задержаться всерьез и надолго, всеми способами попытались этому помешать.

Тем не менее, путем “деловых переговоров” Элиссе удалось за огромные по тем временам деньги сторговать у берберов заветный кусок территории. Не то чтобы уж очень большой – в пределах охвата одной бычьей шкуры. Бык, конечно, животное покрупнее, скажем, хомяка, – но места под одной шкурой отряду прибывших явно не хватило бы. Однако, Элисса была женщиной мудрой и все продумала заранее. Под покровом ночи она порезала единственную шкуру на длинные тонкие шнуры, которые связала в один. А наутро “отхватила” порядочный кусок берберской “жилплощади”.

В память об этом выдающемся событии главная площадь Карфагена носит название “Бирса”, что означает шкура. На не без хитрости доставшейся Элиссе земле было построено первое поселение, впоследствии превратившееся в знаменитый город Карфаген. Поселение разрасталось. Карфаген набирал силу.

И вот в один прекрасный день посватался к Элиссе некий берберский вождь. Очень хотелось ему заключить выгодный во всех отношениях союз с хитрыми финикийцами. Но Элисса была женщина гордая и город свой любила как собственное дитя. Попросила она совета у богов. Спросила у них, что нужно сделать, чтобы Карфаген прославился в веках и долгие годы процветал. Согласно легенде, они потребовали от Элиссы великую жертву – собственную жизнь. Приказала она тогда разжечь огромный костер и на глазах потрясенных сограждан, ни секунды не сомневаясь, бросилась в него. Пепел царицы лег в землю, и выросло на ней целое государство, поражавшее своим величием и богатством. Искусные и трудолюбивые финикийцы выращивали пшеницу, изготовляли стекло, преуспели в ткацком и гончарном деле. Даже изобрели первый алфавит из 22 букв.

Говорят, однажды занесло в Карфаген Марка Порция Катона – римского сенатора. Увидев город, он прямо-таки заболел от зависти. Вернувшись домой, он до самой смерти повторял в конце каждого публичного выступления: “Delenda est Carthago!” (“Карфаген должен быть разрушен!”). Еще бы! Амбициозный Рим не терпел конкуренции и использовал все доступные средства в этой борьбе без правил. Кроме традиционных “огня и меча”, римляне пускали слухи о кровожадности финикийцев. И Карфаген действительно был разрушен. Правда, ценой немалых жертв и усилий – город сопротивлялся до последнего.

Войны между Карфагеном и Римом получили название Пунических – “пунами” называли карфагенян. В ходе последней, самой короткой – третьей Пунической войны – ослабленный войнами Карфаген был практически стерт с лица земли, а его плодородную почву засыпали солью, чтобы там больше никогда ничего не выросло. Однако, примерно 100 лет спустя Цезарь отстроил Карфаген заново, уже в римском стиле.

Сегодня посетить руины Карфагена всех прошедших эпох может любой гость Туниса. Но осмотреть всё не удается практически никому – на части объектов до сих пор идут раскопки, часть находится на территории особого режима (комплекс зданий президентской резиденции), а всё остальное раскидано по огромной территории и обойти эту территорию физически невозможно. Поэтому туристы обычно останавливают своё внимание на наиболее сохранившихся и самых масштабных памятниках. Среди них – остатки храмов богини Танит и знаменитого Баал-Хаммона, бани Антония, амфитеатр, арена гладиаторов.

От пунической эпохи остались лишь пунические порты, остатки улиц, городских сооружений и Тофет. Именно здесь, в Тофете были обнаружены останки тысяч человеческих существ, принесённых в жертву божеству Ваалу, огромное множество маленьких урн с пеплом и маленькими обугленными костями карфагенских первенцев…

Утверждают, что жертвоприношения продолжались вплоть до завоевания Карфагена римлянами. В работе отца А. Меня есть ссылка на то, что Ганнибал поверг на алтарь Ваала три тысячи имерийцев. По сообщению Диодора, участь эта постоянно ждала сотни юношей и девушек из лучших карфагенских семей. Многие сами обрекали себя на смерть. Было время, когда читатели флоберовской “Саламбо” думали, что автор книги, изображая сцены сожжения людей в Карфагене, излишне доверился античным историкам. Но впоследствии археологи подтвердили правоту художника, угадавшего страшную правду.

До сих пор поражают воображение руины терм Антония – одного из крупнейших курортных комплексов того времени. Эти термы уступают в своих размерах лишь термам Траяна, расположенным в Риме. Также стоит посмотреть римский амфитеатр на 50 тысяч зрителей. Здесь можно посмотреть остатки акведука, шедшего в Карфаген из храма Воды в Зигване через современную столицу Туниса. Вода стекалась в сохранившиеся до наших дней водохранилища.

Фантастическая Матмата: племя троглодитов

В Матмате проживает берберское племя троглодитов, жителей пещер. Легенда рассказывает, что 200 лет назад, спасаясь от завоевателей, одно из племен было вынуждено уйти на безжизненное, раскаленное под солнцем горное плато. Людей там непременно ожидала бы смерть, но они стали рыть пещеры, соединили их переходами и создали подземный город. А главное, под землей они нашли источники живительной воды.

Каждое жилище, вырытое в земле на глубине 6-8 метров, представляет собой искусственный кратер. Жилые комнаты (иногда – в два этажа) находятся вокруг своеобразного внутреннего двора, куда можно попасть через боковой туннель. В пещерах прохладно даже в 50-градусную жару, зато зимой, когда ночью температура опускается до нуля, в пещерах тепло. Кроме того, в мягкой породе гор легко вырыть новую пещеру и тем самым решить жилищную проблему.

Кратеры на холмистой местности делают пейзажи просто фантастическими. И не случайно именно здесь снимались эпизоды знаменитых фильмов. Тунисские пейзажи пришлись по вкусу Джорджу Лукасу (“Звездные войны”), Стивену Спилбергу (“Индиана Джонс”), Роману Полански (“Пираты”), Энтони Мингелле (“Английский пациент”).

Ксары – берберские крепости

На протяжении веков берберов гоняли все, кому не лень. И они как никто научились тонкому искусству выживания. Свидетельством тому являются и их жилища - пещеры, спрятанные в холмах, и ксары – крепости, которые они строили как для защиты от узурпаторов, так и в качестве складов для хранения продуктов.

Таких крепостей в разной степени сохранности здесь немало. Конечно, в них давно уже никто не живет и ничего не хранит. Большинство из них пустует, кроме, может быть, двух-трех наиболее удобных помещений, в которых расположились ремесленных лавочки с кустарными сувенирами.

Это город-крепость удивительно органичен, он настолько сливается с окружающей природой, что на первый и даже на второй взгляд кажется естественной частью ландшафта. Длинные и узкие комнаты без окон громоздятся одна над другой, как пчелиные соты. Кривоватые лесенки с вырезанными в песчанике ступеньками ведут на второй и третий этажи. Все входные отверстия отличаются по размеру и форме. Потолки низкие и крепкие – по ним можно ходить. В некоторых помещениях сохранились остатки утвари, примитивных инструментов и другие следы “цивилизации”.

Ксары не были постоянным местом жительства общины. Их строили в отдалении от основного поселения, обычно на холме, чтобы обозревать окружающее пространство и издалека видеть приближение врага. В мирное время ксары нередко использовались в качестве амбаров или складов для запасов продовольствия. И пока жизнь спокойно шла своим чередом, крепости пустовали. А вот когда берберам грозила опасность, они все как один покидали селение и скрывались в крепости, готовые держать оборону.

Святой город

Кайруан,основанный в 670 г. н. э., в исламском мире считают четвертой по значению святыней после Мекки, Медины и Иерусалима. В странах Магриба считают, что семикратное паломничество в Кайруан приравнивается к хаджу в Мекку. Его большая мечеть Сиди Окба с лесом мраморных колонн, привезенных из Карфагена, и могучим минаретом в виде 100-метровой трехъярусной башни-пирамиды является одним из шедевров исламской архитектуры. Интерес представляют мечеть Брадобрея с усыпальницей личного парикмахера пророка Мухаммеда – Абу Джама эль-Балави, мечеть Трех Дверей, культовый источник Бир Барута, где была найдена золотая чаша из Мекки, кайруанские медресе, кладбище, откуда душа мусульманина отправляется прямо в рай, расположенные около городской стены ирригационные бассейны, центр ковроделия (Кайруан является центром производства знаменитых узелковых ковров).

Амфитеатр в Эль Джеме: арена гладиаторских боев

Построенный римлянами амфитеатр Эль Джема служил когда-то ареной гладиаторских боев. На обширных трибунах помещалось до 35 тысяч человек. Знать, как полагается, сидела поближе к арене, простой народ – наверху, на менее удобных местах. Под ареной находились подвалы, используемые как подсобные помещения. В них держали диких животных. Оттуда же на подъемниках доставлялись на сцену и “идущие на смерть”.

Размеры этой арены впечатляют. Эль Джем был при римлянах крупным городом, стоявшим на пересечении караванных путей. Так что благодарных горожан, алчущих “хлеба и зрелищ” и желающих поглазеть на кровопролитие с безопасной трибуны, было хоть отбавляй. Для того, чтобы при распределении зрителей по трибунам избежать лишней толкотни и суеты, римляне придумали хитрую систему. Амфитеатр был разбит на сектора. В него вели 64 входа. Над каждым из них на обозримой высоте размещалась каменная голова – изображение какого-нибудь бога или даже животного. При этом ни одно из изображений не повторялось. Попасть же на представление можно было, только купив входной билет. Так вот, на этом самом билете помещалось изображение головы с того входа, через который предстояло попасть в свой сектор.

В настоящее время трибуны амфитеатра хорошо отреставрированы, и тут периодически проходят различные концерты и фестивали. А продуманная еще древними римлянами акустика позволяет слышать звон упавшей на арену монетки с самого верхнего ряда сидений!

Тунисская кухня

Тунисская кухня более близка к европейской, чем к традиционно арабской. Единственная острая приправа – харисса – подается в отдельной посуде вместе с оливковым маслом. Вкусом напоминает кавказскую аджику, только без соли. Хариссу едят, обмакивая в неё кусочки хлеба. Что касается самого хлеба, то его два типа: “лаваш” и “батон”. Тунисцы ломают хлеб руками и употребляют в большом количестве.

Мясо продаётся в парном виде. В большинстве случаев это говядина и баранина, хотя кое-где можно попробовать и верблюжатину. Обычно мясо готовится кусочками на вертеле, шампурах или решетчатых жаровнях. Традиционно рыба и морепродукты предпочтительнее мяса, хотя и стоят дороже последнего. Дешевле всего стоят тунец, сардины и скумбрия. Угорь, креветки и моллюски стоят дороже. Мясо же осьминога и морских каракатиц относится к разряду деликатесных.

Большинство тунисцев своим любимым блюдом называет традиционное для арабского Магриба блюдо под названием “кускус” – приготовленная на пару манная каша с бараниной, курицей или рыбой и овощами. Также многие любят “брик” – чебурек из пресного теста с начинкой из яйца или чем-то его заменяющим. Супы тут готовят на французский манер – пюреобразными.

Много различных овощей и фруктов. Можно даже попробовать плоды кактуса. На сладкое в Тунисе едят “макруд” – финиковое пирожное и “баклаву” – пирожные с миндалем, фисташками и ароматом флердоранжа.

Национальный тунисский напиток – зеленый чай с мятой, огненно горячий и очень сладкий. В стране производятся вина (сухие и столовые), а также несколько сортов пива. Из крепких напитков здесь предлагают “буху” – водку из инжира, а также старый “тибар”, настоянный на финиках и по вкусу похожий на коньяк.

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!

Читай також


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація