Перед каждым большим, общим праздником (вроде Нового года, Рождества, Пасхи, дня рождения Значимого человека) мы впадаем во взбудораженное состояние: как всё успеть, что подарить, где отметить праздник, что приготовить, как одеться… Мы суетимся-суетимся-суетимся, а праздник рискует пройти мимо, потому что за стремительными, порой истеричными приготовлениями, мы упускаем самый важный момент — момент чуда. Само по себе празднование было бы бессмысленным, если бы не ожидание чуда.
Ведь каждые 24 часа могут быть особенными, но мы их не празднуем, не загадываем желаний, не готовимся к их встрече. Хотя зря. Вот было бы интересно отмечать приход нового сезона: весны, лета, осени, зимы. Может, это принесло бы больше радости и смысла в наше существование. Ведь даже во всех этих бегах, в предпраздничной лихорадке есть некий смысл: мы спешим сделать что-то хорошее, доброе, простое, вечное, исполнить хотя бы одну маленькую мечту. И это уже немало.
Мы хотим быть среди приятных нам людей, это наша награда за старания. А представить себя среди убогих, плохо пахнущих, заразных людей — да еще и в праздник — не так-то просто. Еще сложнее быть среди них. И не пару дней в году, когда нам хочется “просто поработать волшебниками”, и мы готовы ссудить некоторую сумму на поддержку детдомов или больниц, а когда это кому-нибудь нужно — то есть всегда.
Наверное, единицы во всём мире готовы к искренней жертвенности. Но стоит подумать о тех, кто дарит любовь и заботу самым нуждающимся и не просит, не ждет ничего взамен, благодаря кому на земле становится немного теплее. Такие люди помогают нам не терять веру. Веру в человека, в Бога, в жизнь, в мечту.
А еще осознания того, что “Слишком часто из-за дел и хлопот человек забывает, для чего он пришел в этот мир. Люди забывают, что им недолго оставаться на этой земле. Материальные приобретения, звания, чины — все, чего им так трудно было достичь, придется оставить здесь. Почему же люди направляют все свои способности только на то, чтобы заработать побольше денег, удовлетворить свои страсти, вкусно поесть? Оглядывайтесь назад: посмотрите, что вы сделали в жизни из любви к ближнему, для духа и света в мире”. Так говорила Мать Тереза. В этих простых словах простая истина, о которой мы частенько забываем.
Албанка Агнес Гонджа Бояджиу, больше известная как Мать Тереза (это имя она приняла в 1937 году), родилась в Скопье — нынешней столице Македонии, тогдашней части Османской империи — в 1910 году. Уже в 12 лет она приняла решение посвятить себя Богу. А в 18 стала монахиней Ордена Лорето. Этот ирландский Орден осуществлял миссионерскую деятельность в Индии. Стране, в которой деятельным служителям добра и милосердия всегда найдется работа, очень много работы. Агнес Бояджиу в течение 20 лет работала в северо-индийском городе Дарджилинге в школе для девочек. Она преподавала географию, историю и катехизис. Преподавала так, что многие ее воспитанницы прониклись духом милосердия настолько, что помогали своей учительнице, когда та в 36 лет покинула надежные стены школы, чтобы быть среди беднейших из бедных на улицах Калькутты.
“Я была у врат, но святой Петр велел мне еще немного поработать на земле. И я вернулась”. Агнес прислушалась к велению святого. Не всё складывалось просто. Ей пришлось действовать наперекор строгим правилам официальной церкви. Но ее деятельное спокойствие, уважение к ней истинных служителей веры сделали свое дело. Ей удалось в 1948 году основать Орден Милосердия. А в 1950 году конгрегация служителей милосердия была официально признана церковью.
Признание, авторитет, деньги интересовали ее лишь постольку, что с их помощью она могла осуществлять свою миссию: помогать бедным, больным, умирающим.
Первым домом для умирающих стал храм индийской богини Кали, названный впоследствии “Нирмал Хридая” (“Чистое сердце”). Местные жители пытались изгнать оттуда Мать Терезу, считая, что ее деятельность таит в себе стремление обратить в христианскую веру как можно больше индусов. Но, осознав (не сразу, конечно), что она не преследует подобной цели, они успокоились. Мать Тереза не обращала внимания на пугающие и дикие для европейцев изображения индийских богов: ей нужно было многое успеть. Казалось бы, зачем помогать тем, кто всё равно вот-вот перейдет в иной мир? Но об этих людях не заботились при жизни, они не знают любви и милосердия, оставлять их умирать на улице жестоко и недопустимо.
И потом, деятельность Матери Терезы не ограничивалась помощью смертельно больным. Еще до конгрегации (официального признания Ватиканом) Ордена Милосердия она открыла школу в трущобах Моти Джила, закончила трехмесячные курсы медсестер. Позже она основала приют для брошенных детей, лепрозорий, дом престарелых и мастерскую для безработных. Медпункты при железнодорожных станциях оказывали бесплатную медицинскую помощь, предоставляли приют для женщин и детей. Проработав 10 лет в Калькутте, Мать Тереза получила разрешение открывать миссии в других местах. Центры были открыты в Венесуэле (1965), на Цейлоне (1967), в Риме и Танзании (1968), на Кубе (1986) и в других странах.
В 1979 году Матери Терезе присудили Нобелевскую премию мира. Если верить фильму, на главную роль в котором Папа Иоанн Павел ІІ благословил актрису Оливию Хасси (Джульетта из фильма Дзеффирелли), то монахиня без излишнего энтузиазма приняла эту новость, а попросила еще несколько минут, чтобы поспать. При режиме, когда изо дня в день нужно вставать в 4 утра для молитвы, а ложится после тяжелой — и физически, и морально — работы глубокой ночью, ее желание легко понять.
Что же до решения Нобелевского комитета, то оно вызвало критику со стороны тех, кто считал, что, помогая нуждающимся, Мать Тереза ничего не сделала для дела мира, которое призвана поощрять Нобелевская премия. Однако представитель Норвежского нобелевского комитета Саннесс в своей речи сослался на высказывание Роберта Макнамары, президента Всемирного банка: “Мать Тереза достойна Нобелевской премии, поскольку она утверждает мир в самой важной сфере, защищая неприкосновенность человеческого достоинства”. Думаю, было бы излишним говорить, во имя кого она приняла награду.
Как Нобелевский лауреат Мать Тереза приняла на себя ряд международных поручений. В 1982 году она посетила Ливан по просьбе папы Иоанна Павла II как эмиссар мира, хотя до тех пор избегала политической деятельности. В 1985 году выступала на Генеральной Ассамблее ООН по случаю 40-летия организации. Накануне рождества 1985 года она вместе с архиепископом Нью-Йоркским открыла в Нью-Йорке первый церковный приют для больных СПИДом. По просьбе Матери Терезы трое заключенных, умирающих от СПИДа, были освобождены из тюрьмы и помещены в новый приют. В 1988-1989 годах Орден Милосердия учредил свои отделения в Москве, Ереване, Спитаке.
Служительницей Ордена Милосердия стать нелегко. В течение девяти лет сестер обучают, каждая из них должна подтвердить свое стремление помогать беднейшим из бедных, несчастнейшим из несчастных. Служение благородному христианскому долгу не приносит прибыли, высокого социального статуса, на этом нельзя сделать карьеру. Работая в клиниках, на улицах, в школах, приютах, нельзя покрасоваться в новом одеянии: есть только два белоснежных сари с голубыми полосками на кайме и распятие, приколотое к левому плечу. Пожить в доме “с удобствами” тоже не получится: чтобы понять бедность, надо жить в ней. Потешить свое честолюбие лишениями, погордиться собой тоже нельзя, ведь их работа “лишь капля в море”. Можно много работать, любить людей, как самого себя, уважать каждую человеческую жизнь, дарить надежду и веру в чудо.
За почти 60-летнюю историю Ордена Милосердия, Мать Тереза и ее последователи помогли более чем 70-ти тысячам человек. Тридцать семь из них — бейрутские дети, которых удалось вывезти из зоны огня, остановив войну на несколько часов благодаря международному влиянию, которое получила Мать Тереза, став лауреатом Нобелевской премии.
В марте 1997 года Мать Тереза по состоянию здоровья сложила с себя обязанности настоятельницы ордена, и ее место заняла сестра Нирмала. Умерла Мать Тереза в Калькутте 5 сентября 1997 года. В 2003 году она была причислена к лику святых.
Мать Тереза никогда не писала книг, но собранные разными людьми по крупицам ее высказывания стали основой книги “Слова любви”. Ее советы просты и мудры, хотя выполнить их не так просто. Но именно они несут мир в сердце.
В преддверии праздника взгляните на подарки по-другому:
“Несите людям живые дары. Во всех странах принято ходить в гости с подарками. Мы идем на встречу с другими с желанием принести им что-то хорошее. Не приходите к людям с пустыми руками и с пустым сердцем. Не ходите к друзьям, если вы не можете подарить им хотя бы добрый взгляд, добрую улыбку или несколько теплых слов. Надо приучиться отдавать людям все самое лучшее.
Пожимайте друзьям руки. Конечно, для многих людей рукопожатие — это просто жест, совершенно машинальный. На самом деле рукопожатие несет в себе огромный смысл. Оно может утешить, подбодрить, оживить людей и дать им много любви и тепла. Пожимая руку другу, мысленно пожелайте ему здоровья, мира и света.
Приближаясь к людям, старайтесь посылать им взгляд, исполненный бескорыстной любви и света. Где бы вы ни были, ваш взгляд должен быть искренним, светлым, дружелюбным, чтобы люди, которых вы встречаете, получали через вас несколько лучей божественной любви”.
Пыталась осознать важность миссии Женщины в бело-голубом сари Катерина Гичан
Если вас заинтересовали высказывания Матери Терезы, то заходите сюда.
При подготовке статьи были использованы следующие материалы: Нобелевские лауреаты, index4, PSYlive.ru.
Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!
Коментарі