“Сон Сципиона” совершенно не похож на того Йена Пирса (Iain Pears), к которому привыкли поклонники детективов. Это не изысканный арт-детектив из серии “Загадки Рафаэля” и “Комитета Тициана”, и даже не “Перст указующий”, удостоенный титула “«Имя Розы» XXI века”. И если вы настраиваетесь на лихой сюжет, в котором будет место и загадочным убийствам, и необременительному интеллектуальному багажу, и предвкушаете занятное времяпрепровождение на один-два вечера, — вы рискуете сильно удивиться …
Потому что нет там никаких убийств. То есть они есть, но основным элементом сюжета не являются. Никаких расследований, кроме одного — сугубо научного, без всякого криминала. И история здесь — не красочная декорация, а полноправное действующее лицо, суровое и беспощадное.
Трое главных действующих лиц “Сна Сципиона” — словно жертвы древнего китайского проклятия: “Чтоб ты жил во времена великих перемен!” Утонченный древнеримский аристократ, впоследствии епископ, Манлий Гиппоман пишет философский трактат под названием “Сон Сципиона”, одновременно пытаясь хоть как-то противостоять нашествию варваров и медленной агонии Римской империи. Этот трактат читает средневековый поэт Оливье де Нуайен, оказавшийся в центре клубка запутанных политических интриг во времена страшной эпидемии чумы — Черной смерти. А с другой Черной смертью — фашизмом — приходится столкнуться французскому ученому Жюльену Барневу, изучающему жизнь и творчество Нуайена в глухие и мрачные времена немецкой оккупации…
Судьбы трех интеллектуалов, образованнейших людей своего времени, причудливым образом переплетаются и рифмуются, автор следует от одного к другому по принципу свободных ассоциаций. Множество тайн обнаружится на этом извилистом пути: кто на самом деле была святая София, какую женщину любил гениальный поэт Нуайен — неизвестный предшественник Петрарки… Однако, на самом деле автор задается совсем другими вопросами, нетипичными для детективного жанра…
Название романа — ключ к его смыслу. Римскому полководцу Сципиону однажды приснился сон о гибели Рима. И все три героя наблюдают гибель – каждый своего Рима, каждому кажется, что наступили последние времена. Своим священным долгом они полагают сберечь хоть крупицы из культурной сокровищницы человечества. Этим самоотверженным порывом они напоминают “людей-книг” из романа Рэя Брэдбери (Ray Bradbury) “451 по Фаренгейту”. А еще — героев “Чумы” Альбера Камю (Albert Camus), которые пытались найти ответ на вопрос: стоит ли бороться со злом, если знаешь, что обречен на поражение? И сами себе отвечают — стоит. Хотя бы только для того, чтобы чувствовать себя человеком. Герои “Сна Сципиона” могли бы подписать роман Камю как свой собственный манифест. И все же они обречены — эти наивные спасители мира от самого себя…
Резюме: ожидали изящный интеллектуальный детектив, а нарвались на серьезный и пессимистичный роман о смысле истории и личной ответственности человека. Не самая плохая замена, не находите?
Светлана Евсюкова
Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!
Комментарии (3)
Мои коментари к книге Ейн Пирс Прест указующи! Втыкаймеждусрокдля!
Прокомментировать Мне нравится (0 пользователю)Непременно прочитаю Йена Пирса, что найду. Вдохновили!
Прокомментировать Мне нравится (0 пользователю)Непременно прочитаю Йена Пирса, что найду. Вдохновили!
Прокомментировать Мне нравится (0 пользователю)"Сон Сципиона" и "Перст указующий" очень-очень стоит почитать.
Прокомментировать Мне нравится (0 пользователю)"Сон Сципиона" и "Перст указующий" очень-очень стоит почитать.
Прокомментировать Мне нравится (0 пользователю)