Иван Тургенев “Отцы и дети”

Роман (1862)20 мая 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, 43-летний, но уже немолодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия, который только что окончил

24 июля 2006, 09:50

Роман (1862)

20 мая 1859 г. Николай Петрович Кирсанов, 43-летний, но уже немолодой с виду помещик, волнуясь, ожидает на постоялом дворе своего сына Аркадия, который только что окончил университет.

Николай Петрович был сыном генерала, но предназначенная ему военная карьера не состоялась (он в молодости сломал ногу и на всю жизнь остался “хроменьким”). Рано женился на дочке незнатного чиновника и был счастлив в браке. Супруга в 1847 г. скончалась. Все свои силы он посвя­тил воспитанию сына, даже в Петербурге жил вместе с ним и старал­ся сблизиться с товарищами сына, студентами. Последнее время усиленно занялся преобразованием своего имения.

Аркадий появляется не один: с ним высокий, некрасивый и самоуверенный молодой человек, начинающий доктор Евгений Васильевич Базаров.

Николая Пет­ровича смущает Фенечка, девушка, от которой он имеет ребенка – ему неловко говорить об этом с Аркадием.

Дома их ждет Павел Петрович, старший брат отца. Уже на следующий день между Базаровым и Павлом Петровичем происходит словесная стычка, ее инициатором является Кир­санов-старший. Люди, по представлениям Базарова, стремятся к той или иной цели, потому что испыты­вают различные “ощущения” и хотят добиться “пользы”. Базаров уве­рен, что химия важнее искусства. Он гордится отсутствием у него “худо­жественного смысла” и полагает, что изучать психологию незачем: “Достаточно одного человеческого экземпляра, чтобы судить обо всех других”. Для Базарова не существует ни одного “постановления в современном нашем быту... которое бы не вызвало полного и беспощадного отрицания”. Своему поколению отводит роль не созидатель­ную – “сперва надо место расчистить”. Павлу Петровичу “нигилизм”, исповедуемый Базаровым и подражающим ему Аркадием, представляется дерзким и необоснованным учением, которое существует “в пустоте”.

Аркадий рас­сказывает другу историю жизни Павла Петровича. Он был многообещающим офицером, любимцем женщин, пока не встретил светскую львицу княгиню Р*. Когда их роман закончился, он был полностью опустошен. От прошлого он сохраняет лишь изыс­канность костюма и манер да предпочтение всего английского.

Взгляды и поведение Базарова настолько раздражают Павла Пет­ровича, что он вновь атакует гостя, но тот разбивает все “силлогизмы” противника, направлен­ные на защиту традиций. Николай Петрович не может согласиться с радикальными высказываниями Базарова, хотя и убеждает себя, что они с братом уже от­стали от жизни.

Молодые люди отправляются в губернский город, где встречаются с “учеником” Базарова Ситниковым. Он ведет их в гости к “эмансипированной” даме Кукшиной. Ситни­ков и Кукшина принадлежат к тому разряду “прогрессистов”, которые отвергают любые авторитеты, гоняясь за модой на “свободо­мыслие”. Они ничего толком не знают и не умеют, однако в своем “нигилизме” оставляют далеко за собой Базарова. Пос­ледний их откровенно презирает.

Аркадий знакомит друга с Анной Сергеевной Одинцовой, молодой, красивой и бога­той вдовой, которой Базаров сразу же заинтересовывается: “Пожива есть...”. Аркадию кажется, что он влюблен в Одинцову, но это чувство на­пускное. Она приглашает молодых людей погостить у нее. Гости знакомятся с ее младшей сестрой Катей. Базаров чувствует себя не в своей тарелке, Аркадию тоже не по себе, он ищет утешения в обществе Кати.

Чувство, внушенное Базарову Анной Сергеевной, ново для него: он, презиравший “романтизм”, вдруг обнару­живает “романтика в самом себе”. Базаров объясняется с Одинцовой, однако, подумав, она приходит к выводу, что “спокойствие <...> лучше всего на свете”.

Не желая стать рабом своей страсти, Базаров уезжает к отцу, уездному лекарю, живущему неподалеку, и Одинцова не удерживает гостя. В дороге Базаров говорит: “Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца”.

Отец и мать Базарова не могут надышаться на ненаглядно­го “Енюшу”, а он скучает в их обществе. Через пару дней он возвращается в имение Кирсановых.

От скуки Базаров обращает внимание на Фенечку и, за­став ее одну, крепко целует. Случайным свидете­лем становится Павел Петрович, которого до глубины души возмущает этот поступок. Он особенно негодует еще и потому, что ему кажется, будто в Фенечке есть что-то общее с княгиней Р*.

Павел Петрович вы­зывает Базарова на поединок. Понимая, что поступается принципами, Базаров соглашается стреляться (“С теоретической точки зрения дуэль – нелепость; ну, а с практической точки зрения – это дело другое”). Базаров слегка ранит противника и сам оказывает ему первую по­мощь. Николай Петрович, от которого скрыли истинную причину дуэли, находит оправдание для действий обоих про­тивников.

Павел Петрович, ранее решительно возражавший против женитьбы брата на Фенечке, теперь сам уговаривает Николая Петровича совершить этот шаг.

У Аркадия с Катей устанавливается взаимопони­мание. Девушка проницательно замечает, что Базаров для них – чужой, потому что “он хищный, а мы с вами ручные”.

Окончательно потерявший надежду на взаимность Одинцовой Ба­заров расстается с ней и Аркадием. На проща­ние он говорит бывшему товарищу: “Ты славный малый, но ты все-таки мякенький, либеральный барич...” Аркадий скоро утешается обществом Кати, объясняется ей в любви и уверяется, что тоже любим.

Базаров возвращается к родителям и старается за­быться в работе, но через несколько дней “лихорадка работы с него соскочила и заменилась тоскливою скукой и глухим беспокойством”. Пробует заговаривать с мужиками, однако ничего, кроме глупос­ти, в их головах не обнаруживает. И мужики видят в Базаро­ве что-то “вроде шута горохового”.

Вскрывая труп тифозного больного, Базаров ранит себе палец. Через несколько дней он уведом­ляет отца, что, по всем признакам, дни его сочтены.

Базаров просит Одинцову попрощать­ся с ним. Он напоминает ей о своей любви и признается, что все его гордые помыслы пошли прахом. С горечью говорит он, что не нужен России. “Да и кто нужен?” Когда Базарова по настоянию родителей причащают, “что-то по­хожее на содрогание ужаса мгновенно отразилось на помертвевшем лице”.

Проходит полгода. В деревенской церкви венча­ются Аркадий с Катей и Николай Петрович с Фенечкой. Со временем Аркадий становится отцом, в результате его усилий имение начинает приносить значительный доход. Николай Петрович принимает на себя обязанности мирового посредника. Павел Петрович проживает в Дрездене и, хотя по-прежнему выглядит джентльменом, “жить ему тяжело”.

Кукшина в Гейдельберге изуча­ет архитектуру, в которой, по ее словам, она открыла новые законы. Ситников женился на княжне, им помыкающей, и, как он уверяет, продолжает “дело” Базарова, подвизаясь в роли публициста в каком-то журнальчике.

На могилу Базарова приходят дряхлые старички и молятся за упокой души сына. Цветы на могильном холмике напоминают не об одном спокойствии “рав­нодушной” природы; они говорят также “о вечном примирении и о жизни бесконечной”...

По материалам сайта российских студентов-филологов

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии

символов 999

Loading...

информация