Гана: Золотой Берег

Мощное государство АшантиНа первых европейцев, посетивших Ашанти, большое впечатление произвели мощь этого государства, обширность его территории, богатство столицы Кумаси и ее населения. Верховный

8 серпня 2006, 17:31

Мощное государство Ашанти

На первых европейцев, посетивших Ашанти, большое впечатление произвели мощь этого государства, обширность его территории, богатство столицы Кумаси и ее населения. Верховный вождь ашантихене внушал страх, и ему беспрекословно подчинялись, но он должен был учитывать мнение старейшин и военачальников, считавшихся представителями народа. Существенная часть незнатного населения занималась добычей золота и сельским хозяйством.

Государство Ашанти было конфедерацией, где поддерживался, порой с трудом, баланс сил, с одной стороны – между верховным правителем и узким кругом его советников, а с другой – между составлявшими конфедерацию этнополитическими объединениями (оманами). Это не мешало им добиваться как можно большей самостоятельности в рамках конфедерации.

Власть ашантских правителей на всех уровнях имела еще одно ограничение – процедуру смещения народом правителя. Правитель как бы избирался на “трон”, и если его действия признавались неверными, его могли легитимным путем свергнуть с престола. Это в равной степени относилось и к мелким вождям, и к самому ашантихене, чей трон, Золотой трон, был святыней всех ашанти. Изготовленный из дерева и богато декорированный золотом, он и поныне хранится в Кумаси.

Национальная гордость ашанти, хорошо налаженная система сбора налогов, политическая система, которая гарантировала способным правителям и их советникам достойную смену, искусное ведение боевых действий – все эти факторы способствовали успешному продвижению ашанти на юг к побережью, где лишь в XIX в. они были остановлены, а затем отброшены в Кумаси британскими войсками.

Кумаси (“Город Золотого Трона”), древняя столица королевства Ашанти, до сих пор сохраняет за собой репутацию одного из ведущих культурных центров Западной Африки. В Кумаси находится Национальный Культурный Центр – музей истории народа ашанти, а также библиотека, выставочный и торговый центр, место проведения многочисленных праздников и фестивалей. Здесь же можно посетить оригинальный зоопарк (организованный так удачно, что, по существу, он является точной копией кусочка местной природы и из-за обилия растительности больше даже напоминает ботанический сад) и Дворец Манийа (также известный как дворец Асантехенес) – древнюю резиденцию правителей ашанти.

Африканская страна замков и рабов

Вдоль всего побережья Ганы расположены старинные форты, основанные европейцами: на 250 км береговой линии приходится 15 фортов и замков.

Западную Африку считали могилой для белого. Примерно 5 лет – вот срок, который мог выдержать европеец на этой негостеприимной земле. Но даже это обстоятельство не могло отвратить белокожих от Золотого Берега. Ведь Гана тех лет была основным поставщиком рабов. И ни болезни, ни ужасный климат – ничто не могло отвратить европейцев от возможности сколотить состояние.

Португальский король, восхищенный несметными богатствами Западной Африки, назвал этот регион “Эль Мина”, что значит “Мой”. Так же стали величать и форт, старейший на континенте. Скоро внимание португальцев переключилось с бивней и шкур на оптовую торговлю людьми. Рабы, экспортируемые с Золотого Берега, были известны в Новом Свете как кормантинские негры, от названия порта Кормантин, где англичане построили свой первый торговый пункт. Его бастионы впервые использовались как тюрьмы-накопители для рабов.

В Новом Свете кармантинцы снискали репутацию бесстрашных и упрямых. Они ненавидели тяжелую работу, отличались особой дикостью и жестокостью. Глядя на сегодняшних ганцев, в это верится с трудом. Спрос на западноафриканцев рос, и Золотой Берег превратился в Берег Рабства. Постыдные сделки совершались под прикрытием мощных стен.

За триста лет голландцы, англичане, датчане, португальцы, шведы, французы и даже немцы возвели в Гане около 80 фортеций, от скромного Конрадсбурга до солидного замка Кейп-Кост. Несмотря на разных хозяев, уклад жизни в крепостях был приблизительно одинаков.

В ожидании корабля живой товар находился в подвалах и помещениях первого этажа. Верхние апартаменты занимали солдаты, члены совета, купцы, бухгалтерия, священник, врач. Их черные слуги жили снаружи. Внутрь помимо слуг допускались и чернокожие торговцы. Среди них были довольно состоятельные люди.

Условия содержания рабов были скверными, многие не выдерживали и умирали. Дело в том, что негры очень выносливы и, если бы белые позволили им жить в человеческих условиях, то у невольников хватило бы сил поднять бунт. Поэтому работорговцы предпочитали жертвовать частью прибыли ради сохранения спокойствия. Администрация делала всё возможное, чтобы лишить узников мужества.

Когда приходил корабль, невольников, готовых к отправке, выводили из камеры в так называемую Комнату Без Возврата. До работорговли “ворота” в Новый Свет были пошире, но потом проход сузили, чтобы исключить побеги. Небольшой корабль подходил прямо к выходу. Океан тогда плескался у стен замка. Пленников, закованных в кандалы, перевозили на большой корабль, стоящий в порту на рейде. Глазами, полными слез, африканцы смотрели на родные берега. Они пытались разглядеть в толпе своих родных. Через Двери Без Возврата прошло, звеня кандалами, семь миллионов ганских невольников.

Ганский семейный очаг

Ганцы живут в глинобитных хижинах с крышами из соломы, тростника или черепицы. Несмотря на примитивный способ возведения жилья, постройка из красной необожженной глины будет стоять под проливными тропическими дождями несколько лет – главное, вовремя делать косметический ремонт. Жизненное пространство одной отдельно взятой деревенской семьи включает постройку, состоящую из нескольких комнат или даже нескольких хижин, расположенных вокруг открытого дворика, где нередко обустраивается домашний очаг.

Любопытно, что членами семьи считают не только живущих, но и умерших. Мертвецы пекутся о здоровье, благополучии и безопасности тех, кто замещает их на земле. Предки, давно отправившиеся в мир призраков, отгоняют от деревни вредоносных духов, которые любят приставать к слабому полу. Чтобы избежать подобных домогательств, женщине рекомендуют спать в комнате без окон. Вообще, ганцы, особенно те, что живут в сельской местности, очень уж суеверны. Девушка, например, не ест яйца и не дотрагивается до всего, что принадлежит мужчине – иначе станет бесстыдной. Юноша не входит в хижину родителей до тех пор, пока его не спросят о цели визита. Пришлому человеку не показывают загон для скота или кладовку, ибо там раньше, а в некоторых общинах и теперь хоронят главу семьи.

Первейший долг ганца – быть с коллективом, жить для семьи и во имя предков. На человека, который чуждается людей, смотрят с подозрением и даже со страхом. Ни один здоровый человек не может замыкаться в себе или уединяться днем. Если так всё же происходит, то говорят, что этот человек вступил в контакт с духами. И ему надо обратиться к знахарю, найти которого проще простого. Он носит белые бусы, призванные держать злых духов на расстоянии.

Традиционная рака со святыней, иногда скрытая от публики, но чаще выставленная на всеобщее обозрение, является центральным объектом поклонения и традиционного исцеления и влиятельной частью традиционной жизни. Древние места поклонения, порой спрятанные от чужих глаз, но чаще доступные всем, являются важными центрами поклонения и лечения, играя, таким образом, значительную роль в жизни народа Ганы.

Красочные празднества

Многовековые традиции народов Ганы и разнообразие этнических групп создали богатство культуры, которое является великолепным наследием современной Ганы. Для народов Ганы традиции их предшественников являются важной составной частью современной жизни. Вожди племен имеют историческую власть над делами племени и семей племени, а племенные земли являются важным предметом наследства.

Важные события в жизни отмечаются специальными обрядами и ритуалами. Присвоение имени ребенку, инициация половой зрелости, свадьбы и похороны сопровождаются семейными церемониями, а сезонные фестивали собирают вместе весь народ или клан в красочных костюмах.

Многие фестивали включают волнующие торжественные церемонии вождей племени, когда вожди и королевы-матери, облаченные в декорированные паланкины, укрытые национальными зонтиками, участвуют в параде, а воины под барабанную дробь делают залпы из древних мушкетов.

В Ашанти фестивали Адаи и Аквасидаи представляют публике блеск королевства Асанти, когда Ашантехебе (король), облаченный в золотые королевские регалии, предстаёт перед своим народом, а народ торжественно присягает на верность. Танцоры Ашантехебе (короля), певцы, воспевающие короля, трубачи, окружают короля и его свиту в незабываемом представлении. Даты многих фестивалей определяются традиционными календарями, а зачастую назначаются незадолго до события.

“Бакату” – праздник начала сезона рыбной ловли, проводимый каждый первый четверг июля в Эльмина, когда практически всё население города, включая руководство, шествуют при всех регалиях по улицам города, при этом не прекращая петь и танцевать ни на минуту.

Каждые два года, в декабре, в стране проводится Панафриканский Исторический Театральный Фестиваль (ПАНАФЕСТ), на который съезжаются как народные, так и профессиональные театральные труппы со всей Африки.

Адинкра – символы Ганы

Знаки адинкра невозможно описать. Их надо видеть собственными глазами. В Гане их называют символами и наносят только на самые дорогие ткани. При этом мастера, которые украшают материю знаками, должны быть предельно внимательны. Ведь каждый адинкра имеет свой смысл, а следовательно, может либо принести удачу, либо нет.

Говорят, что слово “адинкра” пошло от имени короля соседнего государства. Он сделал себе золотой трон, такой же, как у королей Ганы. Чтобы наказать выскочку, ганцы предприняли военный поход. Тамошнего короля обезглавили, остатки войска попали в плен. Среди них оказались мастера по набивке тканей. Именно они стали зачинателями африканского символизма, впоследствии дополненного и развитого народом ашанти. Мусульмане, впрочем, утверждают, что эта культура родилась в головах мусульманских мудрецов, ибо в символах нередко встречаются исламские знаки. Как бы то ни было, в деревнях Асоква и Нтонсо, расположенных в районе постоянного проживания ашанти, находятся главные центры по набивке.

Древние символы наносятся на хлопковую ткань деревянными штампами. Несмотря на простоту задачи, неподготовленному человеку справиться с ней трудно. Краску готовит женщина. Чтобы краска получилась стойкой, старейшая женщина семьи размягчает древесину до почти ватного состояния. В результате варки соединения железной окалины – этиа с деревом бади вода превращается в темно-лиловую, почти черную жидкость, которую после охлаждения и наносят на ткань. Чтобы закрепить рисунок, достаточно просто подержать его над открытым огнем. Со временем материя обветшает, но узор останется.

В адинкре проявляется поразительная наблюдательность народа. Вот лишь некоторые, наиболее важные для ганцев знаки. Геньями – Бог всемогущ и вездесущ. Не бойся никого, кроме Создателя, – говорит символ. Акобен – горн войны, который воины использовали на поле брани. Этот знак призывает людей служить родине, заявляет о преданности и этнической терпимости. Охене туо – король-ружье, символ мужества и отваги. Овуо атведее – лестница смерти, по которой поднимется каждый, поэтому человек должен жить скромно и достойно. Фиханкра – знак безопасности и добрососедства. Его рисовали на домах, и каждый знал, что за их стенами живут добрые, отзывчивые люди. Акофена – меч войны, символ государственности. Он хранит произнесенные клятвы, а также советует быть лояльным к власти. Акома – знак терпения, самой большой добродетели с точки зрения ганца. Сердце отвечает за любовь к людям и радость. Эпа – кандалы, а стало быть, рабство. Символ осуждает любую форму закабаления, но вместе с тем напоминает преступнику о неотвратимости наказания. Сэпо – разумное слово. Это схематичное изображение ножа, которым палач прокалывал жертве щеки перед тем, как ее обезглавить. Символ предупреждает всякого, что сеять смуту среди людей не следует.

Ганская кухня

Культурная традиция приготовления пищи в современной Гане берет начало у европейских фортов. У стен крепостей колонизаторы разбивали сады, в которых культивировали растения со всего света. Из Средиземноморья сюда были завезены лимоны, дыни и апельсины. Из Нового Света прибыли кукуруза, касава, сладкий картофель, земляной орех, ананас и гуава. Из Азии приплыли питательный рис, водный ямс, индийский плэнтэйн, разновидность банана. Нынче Африка – сущий рай для вегетарианцев. Трудно себе представить, что еще каких-нибудь сто-двести лет назад ганцы понятия не имели о том, что такое помидор, финик, банан и сахарный тростник.

В рационе любого, пусть даже самого бедного, жителя обязательно присутствует фуфу – национальное блюдо. Чтобы прочувствовать вкус этого потрясающего кушанья по-настоящему, ложку и вилку надо отложить в сторону, ибо фуфу едят руками, чаще всего немытыми. Виноват в этом не дефицит воды или мыла. Похоже, что у жителей с детства стойкий иммунитет к бактериям. Для них пищевое отравление, что легкий насморк для европейца.

Жидкая составляющая фуфу – не что иное, как суп, который варится отдельно из плодов африканской масленичной пальмы, так называемых пальмовых орехов. Суповую основу можно употреблять отдельно, а можно с тестом, которое готовится из бананов, касавы или ямса с добавлением арахиса. Эти супы едят также с рисом, хлебом, вареным картофелем, добавляя рыбу или мясо. Иногда это мясо домашних животных, таких как кошка или собака. Мясистые улитки – также любимый местный деликатес.

Под шоколадные деревья в Гане занята половина обрабатываемой земли. Ганцы производят из какао мыло разных видов, довольно вкусное вино, сносные ликеры и даже бренди. Уксус из какао не уступает по своим качествам уксусу из обычных овощей. Наконец, из какао-бобов получают порошок, который используется для приготовления собственно шоколада.

Ганское чадолюбие

В Гане нет человека, который не любил бы детей. Обычно родители уделяют их воспитанию много времени. Ибо в Африке говорят: “Дерево гнется, пока оно молодо. Если вы обделяете детей вниманием, вы пестуете крокодила в собственном доме”. За проказы маленького шалопая всегда спрашивают с родителей. Когда сын или дочь ведут себя недостойно, дурная слава распространяется и об их предках, так как “лягушонок подражает лягушке”.

Детей в Гане необычайно много, почти половина населения. Такой демографический парадокс объясняется просто. Местные дамы перед тем, как завести ребенка, отправляются к акомо аноки, колдуну. Пол малыша обговаривается с мужем заранее. В этом походе будущую роженицу сопровождает старейшая женщина семьи. Церемония совершается вечером. Колдун надевает юбку из пальмы рафии, покрывает тело белой глиной, входит в транс и просит принести ему из леса кусочек двене, священного дерева (настолько сильного, что отваром из него лечат проказу и сифилис).

Когда двене срублено, колдун в особом месте совершает возлияние священной воды, в которой размешана не менее священная глина. Иногда такой жидкостью мажут живот бесплодной женщины. Через несколько дней мужу разрешают вырезать из двене акуабу, куклу плодородия.

Посмотреть на танец жреца акомо аноки собираются всем селением. В плясках принимает участие и сама просительница. После исполнения необходимых ритуалов женщина должна носить куклу, сделанную мужем, как настоящего ребенка, на спине. Каждые 40 дней ритуальные танцы повторяются.

Если будущие родители хотят мальчика, то муж вырезает куклу с квадратной головой. С круглоголовой акуабой ожидают появления девочки. Овальная голова определяет мягкий характер ребенка вне зависимости от пола. С куклой возятся днем и спят ночью. Ее кладут в гроб, когда женщина умирает, чтобы дух усопшей не возвращался обратно на землю без потомства.

Наряду с христианским именем родители дают своему отпрыску еще одно, указывающее день недели, когда карапуз появился на свет, ибо день недели определяет всю дальнейшую судьбу ганца. Имя Джон Куасида означает, что Джон родился в понедельник, а Кофи Анан – в пятницу. Поскольку куасида – это начало недели, а кофи – пятница. Английские колонизаторы, познакомившись с традициями и верованиями ганцев, сочинили любопытный стишок. В свободном переводе он звучит примерно так:

“В понедельник рожденный станет красивым,
Ребенок вторника будет счастливым.
Родившийся в среду в печали утонет,
Четверга ребенок тучи разгонит.
Пятничный – сотрет руки в кровь,
В субботу родится дарящий любовь.
А тот, кто явился на свет в воскресенье,
Людям подарит радость с весельем”.

Путешествовала по Золотому Берегу Татьяна Колесник

По материалам www.worlds.ru, www.africana.ru, www.awd.ru, www.ghana.org.ua.

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!

Читай також


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація