Альфред Нобель (Alfred Bernhard Nobel)

Шведский инженер, изобретатель и промышленник Альфред Нобель (Alfred Bernhard Nobel) родился 21 октября 1833 года в Стокгольме. В 1842 году Нобелевская семья надолго переехала в Санкт-Петербург. К

20 грудня 2005, 18:41

Шведский инженер, изобретатель и промышленник Альфред Нобель (Alfred Bernhard Nobel) родился 21 октября 1833 года в Стокгольме. В 1842 году Нобелевская семья надолго переехала в Санкт-Петербург. К северной столице Альфред с детства питал нежные чувства.

Не менее нежные чувства он питал к естественными науками и филологии. Альфред был весьма способным ребенком. Поэтому его первое юношеское путешествие по Европе и Америке было очень плодотворным, с научной точки зрения. Тогда большую часть времени он провел в Париже. Именно в этом городе грез и романтики будущий  ученый впервые услышал о нитроглицерине и способе его получения. Это сыграло решающую роль в его жизни. В общем-то, нитроглицерин стал чуть ли не главной “научной” страстью Альфреда Нобеля. И если бы в те времена были фан-клубы, то вы догадываетесь, кто бы возглавил клуб любителей нитроглицерина.

После двухлетнего путешествия Альфред возвращается в Петербург (уж очень душой прикипел он к северной столице) и работает у известнейшего химика Зинина, тоже страстного взрывателя.

А в 1863 году для 30-летнего Альфреда настал момент истины: в Петербургском пригороде он произвел подводный взрыв, используя изобретенный им запал, впоследствии получивший название “нобелева”. Однако миг триумфа — всего лишь миг. А все мечты обо что-нибудь бьются. Вот и мечта Альфреда о патенте на “нобелев запал” разбилась о Главное инженерное управление — нитроглицерин как взрывное вещество не был запатентован.

И тогда, видимо, решив, что хватит тратить свои силы и время на дикую Россию, Альфред Нобель променял-таки Россию на родную Швецию. Тем более, что в Швеции условия жизни и работы были куда лучше. Не прошло и года, как ученый получил патент на свой запал и производство взрывчатой смеси. А много ли нужно для счастья изобретателю? Так, мелочь: патент и средства на разработки. Россия вряд ли могла дать ему и то и другое. А вот в Швеции Нобели начали строительство двух заводов по производству нитроглицерина. Однако вскоре на заводе, расположенном в Хелеборге, произошел мощный взрыв, в результате которого погиб младший брат Альфреда. Но даже эта смерть не остановила Нобеля в его истовой страсти к “взрывным” опытам. Несчастные случаи при работе с нитроглицерином происходили всё чаще, и правительство Швеции наложило запрет на его производство.

Нынешние ученые сетуют на отсутствие финансирования, на невозможность претворять в жизнь свои опыты, на непонимание сограждан и семьи (если им удается обзавестись семьей). Альфред же никогда не принадлежал к числу нытиков и неудачников. Чтобы избежать банкротства, он предпринял интенсивные поиски способов, позволяющих уменьшить взрывоопасность нитроглицерина. И в 1867 году он получил (уже в Англии — Россия и Швеция его утомили) патент на способ приготовления “кизельгур-динамита”, вещества, содержащего от 30 до 70 % нитроглицерина, и кизельгур. Что это за кизельгур, человек, не знающий химию “на пять”, вряд ли сможет понять. Поэтому ограничимся кратким объяснением — благодаря этому веществу взрывная смесь уже не взрывалась при малейшем нагревании и встряхивании. Вскоре динамит (эта самая смесь) был запатентован в Швеции, а затем и в других странах.

Но если бы Альфред Нобель остановился на достигнутом, это был бы уже не он. Ученый должен был быть в гуще событий. А самая питательная гуща образовалась вокруг Франко-прусской войны 1870–1871 годов. Многие химические мозги сушились над созданием бездымного пороха, но первым к финишу пришел Альфред Нобель. В 1875 году, растворив нитроцеллюлозу в нитроглицерине, Альфред получил легковзрывающуюся желатинообразную массу. А в 1887 году, введя в нее определенные добавки (о которых говорить не стоит — слишком долго и скучно), получил “баллистит”, бездымный порох. Продукция динамитных заводов Нобеля быстро завоевала международный рынок и приносила огромные доходы.

Нобель никогда не любил деньги, как Киса Воробьянинов, — “больше, чем это положено”. Отношения Альфреда к деньгам правильнее всего назвать разумным — он знал им цену, но не переоценивал их. И опыты свои проводил даже не ради денег и не ради страсти к разрушению. Парадокс, но Альфред Нобель был ярым пацифистом и поддерживал связи с гуманистами конца ХІХ века, занимавшимися подготовкой Конгресса в защиту мира. Кроме того, неведомым способом ученому удалось пронести через жизнь по-детски наивное отношение к своим изобретениям и ко всему миру: “Мои открытия, скорее, прекратят все войны, чем конгрессы. Когда враждующие стороны обнаружат, что они в один миг могут уничтожить друг друга, люди откажутся от этих ужасов и от ведения войн”.

К концу жизни, уставший от поистине праведных трудов, Нобель занимался благотворительностью. Он не “по-майклоджексоновски”, а по-настоящему помогал молодым людям, которые, как и он сам, давным-давно пытались пробить себе дорогу. За два года до смерти он завещал почти всё свое состояние фонду, который должен был ежегодно отчислять определенные суммы на премии для тех, чья деятельность принесла человечеству наибольшую пользу.

Умер Альфред Нобель в Сан-Ремо (Италия) 10 декабря 1896 года. Как можно догадаться, он не дожил до первой церемонии вручения первых Нобелевских премий, которая состоялась в 1901 году.

Но это уже совсем другая история…

Статью подготовила Катерина Гичан

При подготовке статьи были использованы материалы сайта Лауреаты Нобелевской премии .

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!

Читай також

30 липня 2007, 10:57
26 липня 2007, 10:10

Коментарі (1)

символів 999

Loading...

інформація