Ришелье и его фаворитки, или любимые кошки великого кардинала

Все мы помним образ коварного и хитроумного кардинала Ришелье еще с детства из всеми любимых “Трех мушкетеров”, и справедливости ради нужно заметить, что образ этот не так далек от действительности.

4 липня 2006, 15:42

Все мы помним образ коварного и хитроумного кардинала Ришелье еще с детства из всеми любимых “Трех мушкетеров”, и справедливости ради нужно заметить, что образ этот не так далек от действительности. По крайней мере, если верить истории, а она рассказывает нам следующее.

С ранней юности патологически честолюбивый Арман Жан дю Плесси Ришелье прилагал титанические усилия для обретения того, что в его понимании являлось наиболее ценным в жизни – положения и денег. И надо сказать, успех был налицо: еще не достигнув двадцати, то есть раньше положенного срока, он получил духовное звание благодаря своему непревзойденному красноречию. Нужно ли упоминать, что, оказавшись при дворе, Ришелье недолго оставался в тени.

Заручившись поддержкой Марии Медичи, сначала он стал секретарем по военным делам и внешней экономике, и вскоре король назначил его первым министром. А спустя годы многочисленные жертвы в виде заискиваний перед сильными мира сего, фальшивой дружбы с врагами и сознательных предательств друзей наградили Ришелье заветной мантией кардинала.

Впрочем, ни сам король, ни двор в целом особой любви к кардиналу не испытывали, скорее наоборот – ему либо завидовали, либо ненавидели. Он же, в свою очередь, добившись вожделенной власти, нещадно и жестоко наказывал своих врагов, которых у Ришелье было предостаточно. Никакие звания не могли избавить кардинала от бесконечных заговоров и покушений. Однако многим пришлось поплатиться за такие протесты жизнью – говорят, система разведки и шпионажа работала у Ришелье так, что позавидовал бы сам агент 007.

Не оставили кардинала в покое и после смерти: через 250 лет его могила была осквернена, еще спустя десятилетия останки были торжественно перезахоронены, а уже в 1968 году разъяренные студенты разорвали в клочья его портрет в Сорбонне.

Впрочем, если принимать во внимание сухие факты, то для Франции заслуги Ришелье были действительно велики: именно он примирил католиков и протестантов, укрепил королевскую власть, реформировал армию, заложил основы новых европейских отношений.

В образе кардинала всегда было что-то устрашающе мистическое – говорят, от одного его леденящего душу взгляда люди замирали на месте, не в состоянии двигаться. Возможно, именно это делало Ришелье похожим на своих извечных любимцев – кошек, которым, как известно, мистики не занимать.

Не нажив себе друзей, к этим пушистым созданиям кардинал испытывал гораздо более теплые чувства, чем к людям. Несмотря на такую нелюдимость, историки склонны приписывать ему немало побед над женскими сердцами. Впрочем, женщин он скорее либо презирал, либо беззастенчиво использовал в своих целях.

Но – вернемся к единственной и самой искренней страсти кардинала – кошкам. А их у кардинала было великое множество: в его дворце жило около двадцати питомцев, и часто они были единственными существами, разделявшими его одинокий досуг. Маленькие хищники были бесконечно преданы своему знатному хозяину (видимо, в благодарность за королевские апартаменты ;), а чувства кардинала по отношению к ним можно даже было назвать любовью.

Были у “кошачьего кардинала” и свои любимицы среди многочисленной хищной братии его владений: одну из самых неугомонных кошечек он ласково прозвал Сумиз, что означает особа легкого поведения, а одной из самых красивых обитательниц гарема была белоснежная Мириам. Среди кардиналовых подопечных встречались и представители мужского пола: английский серый кот Фенимор, черный, как смоль, Люцифер и романтическая парочка Пирам с Тисбой.

С детства отличаясь крайне хрупким здоровьем на фоне железного характера, Ришелье страдал от затяжных депрессий, приступов, постоянных недомоганий и странной болезни суставов, от которой медики не могли найти ни лекарств, ни способов временного избавления от болей. И только кошки могли на время облегчить невероятные физические страдания кардинала. А так как любимыми кошачьими породами Ришелье были вновь завезенные в Европу персы и ангорки, то это повлекло за собой неизбежный побочный эффект в виде вездесущей кошачьей шерсти. Бытует мнение, что эта самая шерсть, а именно аллергия на нее знаменитой фаворитки кардинала Анны Австрийской, послужила причиной их разрыва.

Не забыл Ришелье о своих питомцах и перед смертью, завещав им львиную долю своего состояния и полное содержание. Однако воспользоваться щедрыми дарами своего покровителя кошкам так и не удалось: сразу же после смерти кардинала все его пушистые сожители и сожительницы были уничтожены по приказу короля.

Мария Аксенова

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!

Читай також

30 липня 2007, 10:57
26 липня 2007, 10:10

Коментарі

символів 999

Loading...

інформація