Запрещенная реальность: пафосная российская фантастика

Давайте признаемся себе честно – в то, что российский кинематограф может производить нечто, хотя бы немного лучше бесконечной галиматьи про ментов и бандитов, не верил никто. Даже «Сибирский цирюльник», снятый Никитой Михалковым в 1998 году и демонстрировавший вполне голливудский стандарт качества, был скорее исключением из правил, нежели первой ласточкой возрождения отечественного кинематографа. Ситуация коренным образом изменилась в 2004 году, когда малоизвестный Тимур Бекмамбетов экранизировал роман Сергея Лукьяненко «Ночной дозор». Фильм, мало в чем уступавший голливудским блокбастерам, вдохнул в российское кино вторую жизнь, тем самым запустив маховик, который к сегодняшнему дню произвел на свет еще один «наш ответ Голливуду».

«Запрещенная реальность» – это экранизация научно-фантастического романа Василия Головачева «СМЕРШ-2». Принимая во внимание размах творящихся в книге событий, практически каждый, кто хоть краем уха слышал о грядущей экранизации, лишь скептически фыркал. А уж имя молодого режиссера Константина Максимова, для которого фильм стал первым опытом работы в кино, и вовсе вызывало гомерический смех.

Сюжет фильма довольно близко следует сюжету романа, однако, разумеется, имеет ряд отклонений, характерных для каждой экранизации. Если описать его в общих чертах, то речь в фильме идет об отставном агенте военной разведки Максиме Соболеве, который неожиданно для себя открыл другой, тайный мир, в котором идет серьезная борьба за власть и могущество. Главный герой невольно начинает все больше погружаться в реалии тайного мира, в котором неведомые силы борются за вселенское равновесие. Ну и, разумеется, «наш парень» становится эдаким современным Избранным, который должен спасти всех от всех.

Зритель сразу же наталкивается на первый подводный камень, способный очень серьезно подпортить ему впечатление от просмотра. Да, да, речь идет именно о сюжете, за который фильму можно смело ставить первый, очень жирный минус. Он чрезвычайно сумбурный, запутанный и малопонятный, и более всего напоминает пересказ одним школьником другому того, что он увидел на экране во время просмотра какого-нибудь эффектного блокбастера: «А тот ему как даст, а этот тут вдруг оттуда выскакивает и бдышь, а потом бабах, и тот того ногой так…». Разобраться во всем, что и почему происходит на экране, может лишь «человек в теме» – фанат творчества Головачева, прочитавший хотя бы одну книгу о буднях СМЕРШа.

Впрочем, сумятица в происходящем с лихвой компенсируется местными красотами. Российские мастера спецэффектов поднатужились и выдали картинку, с легкостью способную составить конкуренцию половине западных фильмов (уточним, что конкуренцию с той же «Матрицей» лента все же не выдерживает). Красивую картинку подкрепляет неплохая актерская игра, хотя порой создается впечатление, что актеры и сами не знают, что делать в кадре. Дуэт Петренко-Балуев – хотя последний смотрится тут несколько инородно – старательно хмурят брови, делают волевые лица и в меру пафосно изрекают монологи.

Общая пафосность – это, пожалуй, второй серьезный минус картины. Пока зритель пытается разобраться в происходящем, герои, периодически отвлекаясь от ураганного экшена, становятся в позу и хорошо поставленным голосом «вещают» о жизни, судьбе, Вселенной «и всем таком прочем». Просмотрев четверть фильма, ловишь себя на мысли, что весь этот малопонятный треп здорово раздражает.

«Запрещенной реальности» не удалось сдвинуть с трона российских блокбастеров Бекмамбетовскую дилогию (по слухам, он скоро приступит к работе над «Сумеречным дозором»). Тем не менее, фильм подтвердил, что потенциал у российского кино есть, а ошибки в свое время совершал каждый режиссер, сегодня признанный культовым. Возможно, что ко второй части «Реальности», если она будет, создатели фильма учтут свои ошибки, и у зрителей появится еще один образчик качественного «нашего» кино.

Читай також