Украинское барокко — второе рождение иконостаса

Сатанинским смерчем эпоха революций смела с земли Украины сказочные шедевры — иконостасы церквей XVIII века периода расцвета украинского барокко. И вот, в начале III тысячелетия фортуна повернулась к

12 октября 2005, 09:57

Сатанинским смерчем эпоха революций смела с земли Украины сказочные шедевры — иконостасы церквей XVIII века периода расцвета украинского барокко. И вот, в начале III тысячелетия фортуна повернулась к храмам лицом. Были построены и реконструированы многочисленные церкви, а вместе с ними иконостасы. К сожалению, икона как часть иконостаса присутствует в трудах искусствоведов чаще, чем резной декор, и еще меньше информации о мастерах резьбы по дереву, которых в Украине называли сныцарями, мало пишут и о процессе создания удивительных узоров. Тем не менее, традиция сныцарства не утеряна. Зрители, глядя сегодня на сверкающую позолоту, не подозревают, что за ним прячется дерево, обработанное руками опытных, но совсем не старых мастеров.

За короткий период с 1998 г. в Киеве восстановлены две жемчужины украинского православия — Михайловский Золотоверхий собор и Успенский собор Киево-Печерской Лавры. Вся та красота, что сверкает золотом на рамах, колоннах и капителях, царских вратах, была восстановлена по старым фото и сохранившимся в музее фрагментам и выполнена современными мастерами вручную, как и в XVIII веке, при помощи стамесок, без последующей шлифовки. Высокий уровень сложнейшей объемной резьбы достигнут благодаря руководству и бесценному опыту мастеров Криницкого Игоря, Базько Николая и Урванова Владимира, полученному в ходе реставрации церкви Преображения в Великих Сорочинцах, церквях Лавры и др. Возможно, кто-то сочтет, что в стране с экономическими и социальными проблемами мода строить церкви — не лучшее вложение средств. Не умаляя значения храмового благолепия для верующих, скажу, что оно стало визитной карточкой столицы, красуется в буклетах и альбомах, на плакатах, посещается главами иных государств. Туристы, паломники и гости Киева непременно знакомятся с этой красотой, заложенной когда-то украинскими гетманами и возрожденной ныне. Французский монах-летописец XI века Рауль Глабер пишет в юношеских воспоминаниях: “…Вновь приступили к постройке церквей, и это почти повсеместно. Их строили даже тогда, когда в том не было необходимости... Казалось, что мир стряхивал свои отрепья, чтобы приукраситься белым нарядом церквей”. Нужно ли это людям? “Если люди жертвуют, значит нужно”, — сказал как-то в телепередаче “Свиточ” резчик Николай Базько.

Роскошной резьбой украинских иконостасов восторгался сирийский путешественник Павел Алеппский, отмечая в мемуарах их громадное количество не только в городах, но и селах. Благодаря строительной деятельности гетмана Ивана Мазепы искусствоведы иногда называют украинское барокко “Мазепинским стилем”. Этот стиль символизировал уверенность нации и аристократии в себе. По словам английского теоретика искусств Д. Рескина, “нации записывают свою автобиографию в трех книгах — в книге слов, дел и искусства” и “только последняя заслуживает полного доверия”.

Запорожское казацкое войско поддерживало церковное строительство. Иван Самойлович и Мазепа перестраивают Успенский собор в Лавре, гетман Иван Скоропадский является заказчиком главного иконостаса собора Михайловского монастыря и Успенского собора Лавры. С именем другого гетмана, Данила Апостола, связаны два других иконостаса — уничтоженный ныне высочайший иконостас церкви св. Георгия Выдубицкого монастыря, подаренный церкви женой гетмана. А также непревзойденный иконостас из Великих Сорочинцев, резьба которого послужила прообразом деталей современных возрожденных церквей, например, Воскресенской церкви общины воинов-афганцев в Киеве. Сама церковь святого Георгия построена казацким полковником Михаилом Миклашевским в 1690-х годах. К сожалению, об иконостасах Выдубицкого монастыря мы можем судить только по архивным фото (см. в книге Тит Геврик “Втрачені архітектурні пам´ятки Києва”, Нью-Йорк–Київ, 1991).

Барокко с его многоплановой резьбой трудоемко, потому при восстановлении Успенского собора было отобрано и задействовано около 70 резчиков по всей Украине. Мастера были ознакомлены с характерными приемами резьбы и пользовались инструментом, зачастую изготовленным самостоятельно. Как правило, в исторических документах упоминается имя единственного мастера, вероятно, руководителя сныцарской артели. Сегодня имена мастеров-резчиков известны: это Криницкий Игорь, Базько Николай, Зозуля Александр, Шестов Иван, Свирнюки Владимир и Михаил, Ивко Иван, Дубяга Алексей, Дусан Владимир, Козыр Михаил из Киева, Ругалов Роман из Полтавы, Федоров Владимир из Ивано-Франковска, Зиновий Меньших из Львова, Рубан Олег из Черкасс, Криницкий Иван Иванович из Черкасской области. Их резьба по дереву украшает возрожденные интерьеры соборов Киева. Практически все шаблоны резьбы нарисованы Криницким Игорем. Им же разработаны двухплановые композиции сложнейших резных деталей. Эти шедевры декоративно-прикладного искусства исполнялись в сжатые сроки. Сегодня накопленный опыт не столь востребован, и пустые коробки храмов по всей Украине ждут, что вдруг проснется гетманская жилка. Недаром козацкая старшина XVIII века искала самовыражения, обращаясь к теме барокко, ведь в церкви, как нигде, сильно чувство братства, единения нации.

В резьбе священного аканта, виноградной лозы и хмеля заложены символы мирового древа и христианских притч, символы возрождения духа, проявляющиеся через красоту. Мотив винограда встречается в раннехристианских церквях Рима V века. Эта красота, защищенная позолотой, может радовать не одно поколение. Украинское барокко — часть европейской культуры, связанной корнями с Италией и Францией, наследие былой славы казацких гетманов.

Алексей Дубяга

Фото из личного архива автора

Подписывайся на наш Facebook и будь в курсе всех самых интересных и актуальных новостей!


Комментарии

символов 999

Loading...

информация