МКФ Молодость: Шоковая терапия Белой ленты

Немного безумный и совершенно нетипичный для режиссера Михаэля Ханеке фильм, рассказывающий о том, что может породить насилие.

28 жовтня 2009, 14:16
Ни для кого не было сюрпризом, что на МКФ «Молодость» заглянула «Белая лента». Фильм получил на Каннском кинофестивале «Золотую пальмовую ветвь», а на родине, в Германии, ленту уже успели выдвинуть на «Оскар» в номинации «Лучший иноязычный фильм».
 
Режиссер Михаэль Ханеке в очередной раз экспериментирует с препарированием человеческой души, иллюстрируя зрителю, как сильно может измениться человек, столкнувшийся с насилием. При этом в «Белой ленте» нет ни одного откровенно кровавого эпизода – вся жестокость вершится «где-то там», за кадром. В общем, еще одной садистской бойни в стиле «Забавных игр» можно не ждать.
 
Начало фильма можно назвать пасторальным – на экране вполне благостный пейзаж деревни на севере Германии. Однако, события, происходящие в поселке накануне Первой мировой войны, трудно назвать мирными. Деревенский врач падает с лошади и оказывается в лазарете с ушибленной рукой, а в траве находят натянутую веревку. Женщина гибнет, порезавшись на лесопильном станке. Накануне праздника урожая кто-то выкорчевывает грядки у местного барона. Больного ребенка находят в лесу с выколотыми глазами. Разумеется, все ищут виновника этих ужасных событий. Но кто же может совершать такие злодеяния, если в деревне все друг друга знают?
 
Землевладелец, священник, врач, учитель, крестьяне – вот и вся деревня. Эдакое общество в миниатюре. И никто из местных добропорядочных горожан не годится на роль преступника. Остаются дети? Но все они воспитаны в чрезвычайной строгости и не могут совершить такого. Тогда откуда у них такой интерес к злодеяниям, и почему они всегда оказываются возле места преступления?
 
По признаниям критиков, сама лента – это не просто своеобразный «хоррор без ужасов». Картина глубоко символична. И дело даже не в том, что зритель два с половиной часа наблюдает за небольшим поселком, в котором само по себе зарождается безудержное Зло. Агония привычного для крестьян мира – это агония старого мирового порядка. Пройдет совсем немного времени, и мир утонет в крови Мировых войн. Насилие породит насилие. Таким образом Михаэль Ханеке говорит зрителю, что именно он, зритель, виноват во всех неприятностях, обрушивающихся на его голову, и корни этих проблем нужно искать где-то в прошлом. Как разорвать порочный круг, в котором одна жестокость порождает другую? А вот на этот вопрос готового ответа нет.
 
По словам режиссера фильма, его неоднократно спрашивали, по какому роману снят фильм. Отвечаем – у фильма нет книжного прототипа. А форма киноромана была выбрана, чтобы история воспринималась с определенной долей отстраненности. Рассказчик в фильме тоже утверждает, что не уверен в достоверности своей истории, и помнит ее со слов других людей.
 
Фильму «Белая лента» очень подходит определение «шоковая терапия». Здесь нет обязательного для режиссера насилия, здесь нет показательной жестокости. И то, и другое не суть важно. Главное здесь – это последствия жестокости, которые проступают отпечатками на человеческих душах и телах. Именно ради того, чтобы заглянуть в глаза демонам, что живут в душе каждого человека, и стоит посмотреть этот фильм.
 
Генеральным информационным спонсором МКФ «Молодость» является ТРК «Украина».

Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!


Коментарі

символів 999

Loading...

інформація