Творчество Роланда Эммериха можно разделить на два периода – до и после «Дня независимости». До шедеврального блокбастера о нападении маленьких зеленых человечков на Землю Эммерих был известен в основном благодаря «Звездным вратам» и «Универсальному солдату». Но после того как инопланетный корабль выстрелил из крупного калибра по Белому дому, Эммерих люто возненавидел человечество – «Годзилла», «Послезавтра», и вот теперь - «2012». Приятные мелочи типа «Патриот» сегодня в расчет не принимаем – количество угробленных там людей хоть и огромно, но, все же, не критично для выживания человечества.
Судя по фильмам Эммериха, из периода «после «Дня независимости», режиссер намерен повторить успех блокбастера. Раз за разом он обрушивает на Землю катаклизмы, один другого страшнее, и демонстрирует нам поведение людей в таких экстремальных ситуациях. Правда, если внимательно проследить сюжеты, можно увидеть, что помимо картинки на экране из фильма в фильм повторяется один и тот же сценарий. Рядовые граждане США, колоритные военные и волевой президент «лучшей страны на свете» раз за разом чуть ли не одни и те же слова повторяют. Однако то, что хорошо смотрелось в 1996 году, сегодня выглядит смешно и глупо.
Вообще, говорить о сюжете фильма «2012» – дело неблагодарное. Он тут банальнее некуда. Рядовой американский писатель Джексон Кертис, в жизни которого черная полоса маленько затянулась, везет детей на озеро. Однако, прибыв на облюбованное местечко, он вместо живописного уголка видит кипящую лужицу и дохлого оленя. И вдруг, с шумом и блеском, как это принято у Эммериха, эффектно появляются американские солдаты, поблескивая стволами M-16 и радуя зрителей пафосными волевыми ракурсами. «Сэр, пожалуйста, покиньте территорию, бла-бла-бла»… Тем временем президент США сообщает мировым лидерам, что, дескать, все войны за нефть и с мировым терроризмом уже неактуальны, потому что лучшие в мире американские ученые подсчитали, что майя таки не ошибались - в 2012 году всем хана. Для борьбы с «ханой» решают построить эдакий Ноев Ковчег, куда напихают людишек побольше, да и… Что должно случиться дальше – несущественно, потому что как раз в это время гигантская волна смывает Тибет и швыряет титанических размеров авианосец прямо на Нью-Йорк.
Как раз падение пресловутого авианосца ознаменовывает начало «интересной» части фильма. По всему миру творится форменное светопреставление – чудовищный ураган поднимает в воздух железнодорожные составы, известнейшие в мире здания разными интересными способами прекращают свое существование, все горит, люди гибнут просто миллионами… В общем, Эммерих веселится как может.
Визуальная составляющая, как обычно, великолепна. Когда, сидя в кинотеатре, видишь, как прямо на тебя несется огромная волна, то невольно сжимаешься в кресле, ожидая, что вот сейчас весь кинотеатр смоет. Извержение вулкана, которое превращает Гавайские острова в озеро лавы, самолет, который в последний момент уклоняется от кувыркающегося в воздухе поезда – все это и многое другое действует на зрителя как взгляд Каа на бандерлогов. Оторваться невозможно. Но вот когда режиссер вдруг вспоминает о сюжете, снова начинается переполненный штампами бред.
В итоге имеем весьма двойственный результат. С одной стороны - классический для режиссера неподражаемый видеоряд и разрушение Земли. С другой – форменный бред вместо сюжета, отсутствие которого в фильме было бы даже желательнее его наличия. Таким образом, для «2012» в первую очередь подходит определение «картина», а не «фильм». Это, в первую очередь, аттракцион для поклонников зрелищ. Любителям киношного «хлеба» для разума на фильме делать нечего.
Підписуйся на наш Facebook і будь в курсі всіх найцікавіших та актуальних новин!
Коментарі